Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Кабинет педагога-психолога – то помещение с необходимым оборудованием, предназначенное для проведения индивидуальной диагностики, психологического консультирования и коррекционно-развивающих занятий участников образовательного процесса.
Кабинет располагается на втором этаже здания, не проходной. Доступен как для педагогов, так и для родителей, также удобное расположение по отношению ко всем групповым помещениям.
В холле перед кабинетом есть зона ожидания родителей с детьми. Во время занятий, консультаций, диагностики в кабинете на входной двери вывешивается предупреждение «Спасибо, что не мешаете».
Оборудование кабинета психолого-педагогической службы определяется задачами и целями деятельности.
Все пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности педагога-психолога и состоит из нескольких рабочих зон. Каждая зона имеет свою функциональную нагрузку.
Функциональные зоны кабинета могут частично перекрывать друг друга, полностью совпадать или трансформироваться одна в другую. Практика позволяет объединять зоны первичного приема и рабочую зону психолога, зоны подгрупповой коррекционной работы и игровой терапии.
Например, зона консультирования и диагностики, может превратиться в зону арт-терапии, где находятся самые необходимые материалы для творчества: листы бумаги и ватмана, цветная бумага и картон, фломастеры, цветные карандаши, мелки, гуашь, пальчиковые краски, кисти, клей-карандаш, пластилин, фольга, пайетки, мягкие палочки и др. материалы.
Кабинет педагога-психолога рассчитан на индивидуальную и подгрупповую работу (до 10 человек).
Кабинет делится на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:
- консультативная;
- диагностическая;
- зона хранения документации;
- коррекционно-развивающая (тренинговая (игровая) зона);
- психологической разгрузки (релаксации).
Комната хорошо организована для индивидуальных консультаций и диагностических процедур. Атмосфера в кабинете максимально приближена к домашней уютной обстановке, что помогает настроить процесс консультации на доверительное общение с клиентом и обсудить его волнующие вопросы.
Кабинет педагога-психолога имеет содержательно насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную и безопасную предметно-развивающую среду, которая соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.
В таких условиях создается необходимая коррекционно-развивающая среда, целью которой является создание необходимых предпосылок для исправления и преодоления речевых нарушений, а также адаптации детей-логопатов.
При создании этой среды учитывались следующие принципы:
• Доступность. Кабинет оборудован таким образом, чтобы все материалы для самостоятельной работы дошкольников располагались в свободном для них доступе (на открытых нижних полках).
• Системность. Все материалы разделены по темам.
• Интеграция. Дидактические материалы и оборудование для одной образовательной области могут применяться и в других областях. Игры и дидактический материал подобраны в соответствии с возрастом и корригируемым нарушением у ребенка.
• Мобильность. Все настенные материалы можно легко снять и перенести на другие место.
• Вариативность. Все материалы, пособия и дидактические игры многовариантны (в зависимости от целей обучения, возраста детей).
• Эстетичность. Наглядные материалы, методические пособия и мебель выполнены из современных материалов, красиво оформлены, чтобы детям было интересно находиться в кабинете.
Для создания оптимальных условий для организации коррекционно-развивающей среды пространство разделено на зоны:
• рабочая зона учителя-логопеда;
• зона индивидуальной работы;
• учебная зона.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Музыкальный зал — это образовательная среда для дошкольников. Он предназначен для проведения музыкальных занятий с воспитанниками, а также для проведения праздничных мероприятий — утренников, досугов и развлечений.
Это помещение в ГКДОУ «Детский сад № 11 г.о. Донецк» ДНР большое и светлое.
Поскольку в музыкальном зале проводятся массовые мероприятия, здесь крайне важным является соблюдение требований СанПина и правил противопожарной безопасности. Каждый праздник — это целое событие в жизни дошкольного учреждение, проникнутое атмосферой радости. И прежде всего оно находит отражение в оформлении нашего музыкального зала. Здесь обычно задействуются все педагоги, которые своими руками создают украшения и элементы декора. Такая работа объединяет коллектив, создаёт предпраздничную атмосферу, развивает фантазию. К каждому празднику центральная стена преображается согласно тематике.
Оснащение музыкального зала мебелью, оборудованием, пособиями:
1 Стенка офисная для пособий 1
2 Стул мягкий 18
3 Стул детский 35
4 Стол журнальный 1
5 Телевизор 1
6 Пиано 1
7 Музыкальный центр 1
8 Ширма для кукольного театра 1
9 Куклы-рукавички для кукольного театра 15
10 Огнетушитель ОП-5 1
11 Реквизит для игровых программ комплект
12 Картотека музыкально-дидактических игр 1
Наличие оборудованных библиотек
В ГКДОУ «Детский сад № 11 г.о. Донецк» ДНР отдельного помещения для библиотеки нет.
В групповых кабинетах, а также в кабинетах для практических занятий со специалистами дошкольного учреждения имеются книжные шкафы с книгами. Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов.
Методическая и учебная литература находятся в кабинетах специалистов дошкольного учреждения. Средства обучения и воспитания сформированы по видам:
- методическая литература;
- наглядно-методические пособия;
- дидактические пособия;
- наглядно-дидактические пособия;
- наглядные пособия.
В кабинетах специалистов функционирует точка доступа к сети интернет, что обеспечивает возможность пользоваться методической литературой педагогам в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Художественная литература для детей имеется в каждой возрастной группе, для пользования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
ГКДОУ «Детский сад № 11 г.о. Донецк» ДНР не укомплектовано специальными адаптивнотехническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флешкартах и специальными аппаратами для их воспроизведения).
В методическом кабинете имеются 3 стола-трансформера , 1 компьютер, 1 МФУ.
Наличие оборудованных объектов спорта
В ГКДОУ «Детский сад № 11 г.о. Донецк» ДНР созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в музыкальном зале проводятся утренняя гимнастика, занятия, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Общая площадь музыкального зала - 80,6 кв.м. Освещенность - естественная (5 окон), искусственная (3 люстры, 2 светильника). В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование - гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь - мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении обеспечивает реализацию Образовательной программы дошкольного образования ГКДОУ «Детский сад № 11 г.о. Донецк» ДНР, разработанную с учетом ФГОС ДО и ФОП ДО. При проектировании РППС детского сада учитывает особенности своей образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников ГКДОУ и пр.).
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Одним из важных направлений в деятельности ГКДОУ «Детский сад № 11 г.о. Донецк» ДНР является информатизация образовательного процесса, направленная на повышение эффективности и качества предоставляемых образовательных услуг, администрирования посредством применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам ГКДОУ «Детский сад № 11 г.о. Донецк» ДНР. В наличии в свободном доступе для педагогов и административного управления находятся 2 шт. персональных компьютеров, которые имеют доступ к сети Интернет.
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен образовательной программой дошкольного образования ГКДОУ «Детский сад № 11 г.о. Донецк» ДНР.
Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют администрация и педагоги, а также дети старшего дошкольного возраста. Мультимедийные технологии имеют преимущества перед традиционным проведением занятий. В дошкольном образовательном учреждении мультимедийные и ИКТ-технологии могут применяться в виде компьютерных программ, слайд-фильмов, презентаций.
Педагогические работники и специалисты ГКДОУ «Детский сад № 11 г.о. Донецк» ДНР имеют доступ к сети Интернет. В свободное от воспитательно-образовательной деятельности время педагоги и специалисты при помощи администратора точки доступа к сети Интренет могут воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет повысить эффективность образовательного процесса, так как:
- включение в образовательную деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
- использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
- сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями (законными представителями) обучающихся.
В ГКДОУ «Детский сад № 11 г.о. Донецк» ДНР создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; истории и развитии дошкольного образовательного учреждения, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
Наполняемость официального сайта Государственного казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 11 кобинированного вида городского округа Донецк" Донецкой Народной Республики соответствует действующему законодательству Донецкой Народной Республики, Требованиям к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации, утвержденными приказом Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки от 06.07.2022 № 783.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам, в том числе приспособленным для использования детьми с ограниченными возможностями здоровья не предоставляется.